СПАС МЕДОВЫЙ - ОТКРОЙ СВОЮ МИЛОСТЬ
Август богат календарными воспоминаниями. В последний месяц лета, люди отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый). Медовый, Яблочный, Ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю.
Именно так, в миру существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса:
первый Спас - 14 августа, по народному выражению, "на воде"; второй - 19 августа, "на горе"; третий - 29 августа, "на полотне".
Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения.
Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.
Медовый Спас
Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…
Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.
Первый праздник Спас -установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.
Первый Спас имеет несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
«Сельскохозяйственный» аспект праздника
Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданны только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей. "На первый Спас и нищий медку покушает", говорят в народе.
Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах.
Действительно с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век). Так же, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.
В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.
Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
О,владычица, наша Земля -
Торжествами ты явно полна.
Праздник Спаса в народ отдавала,
При знаменье чудес созидала.
Три названия несёт он в миру,
Коли хочешь - Медовым зову.
Соты взломлены, "качка" идёт,
Даже к нищему мёд попадёт.
Так же, Маковым люд величает,
Ведь головки цветка созревают.
Сдобу пышную маком приправят,
И на стол - под медок уж поставят.
Кто-то, Мокрым сей Спас величает,
О холодных он росах вещает.
Будто лето проситься решило,
Стаи птиц, вдруг на юг поманило.
Воздух мёдом пропитан на зорьке,
Мак "гнездится" на выпечке слойки.
И росою трава уж покрылась,
Спас Медовый - открой свою милость!
автор книги- трилогии "Дорога благодатной жизни"
сказительница стихами
веданица о дороге благодатной жизни
Людмила Труш-Пащенко
|