САМОЕ БЛАГОРОДНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА
Подобно тому, как озоновый слой оберегает землю от жестоких космических лучей, так и духовность защищает человечество от гибели.
Значит, учить надо человека нравственным законам. В первую очередь, в семье, с самого рождения создать такой нравственно-духовный климат, чтобы подрастающий человек понимал, что такое хорошо и что такое плохо.
Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа — любовь — действует на ребенка как музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца — чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям.
Человек сам делает себя. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. Потому что он может и должен воспитывать себя, свою душу.
«Забываем мы, что, образно говоря, каждое существо, рожденное человеком, еще не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем — человеческим счастьем. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей — вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании».
По мнению В.А. Сухомлинского, человек тогда человек, когда он способен открывать родники счастья для других людей и задача педагогов и родителей научить этому детей с раннего детства.
Как отзываются эти слова В.А. Сухомлинского, педагога и мыслителя, в наше время, через полвека после их написания? Готовы ли мы, сегодняшние, принять, что важнейшая мудрость жизни – человеческие отношения? Что умение общаться поможет в достижении личного успеха – да, готовы. А чтобы трудиться для того, чтобы открывать родники счастья для других людей, то здесь, мне кажется, вряд ли найдется большое количество людей готовых разделить эту точку зрения В.А. Сухомлинского. Даже трудиться над тем, чтобы углубить колодец своего успеха и то найдется не так много желающих. Много желающих получить успех без труда. Нередко можно услышать и не только от подростков: «Я пахать не буду!» Может быть, это и есть теперь новое «счастье»? Но, если мы не будем пахать, то хлеб без пахаря откуда возьмется?
Размышляя о родительской педагогике, ее фундаменте, Василий Александрович в первую очередь говорит об основных ценностях, которые должны быть положены в ее основание: человеческие взаимоотношения, человеческое счастье, к которому стремится каждый человек, и о любви. Прежде всего, о любви в браке, в семье, коль речь идет о родительской педагогике.
«… жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, — это большой, ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости. А школы этой, как ни странно, нет, нет, поэтому и первой страницы Родительской педагогики. Поэтому к рождению детей некоторые молодые люди подготовлены в нравственном отношении так же, как неграмотный человек, не знающий азбуки, подготовлен к постижению философии».
Тысячу раз прав В.А. Сухомлинский, когда пишет, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, — это большой, ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости. А школы этой и до сих пор нет. Почему?
Для В.А. Сухомлинского первая страница Родительской педагогики должна быть посвящена культуре взаимоотношений в семье, особенностям брачных отношений, рождении и воспитании детей и, прежде всего, культуре человеческих желаний. «Ведь что такое умение жить в браке — человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей», напутствовал родителей В.А. Сухомлинский.
Умение ограничивать свои желания? А как же наше, современное, «прежде всего, любить себя»? Устарел Сухомлинский, утверждающий, что невозможно человеческое счастье без культуры человеческих желаний, без умения ограничивать свои желания? Это не верно, что невозможно быть счастливым, если не можешь быть властелином своих желаний?
Любя себя, прежде всего, мы счастливы?
Все-таки, что делает нас счастливыми, счастливыми родителями? Что позволит нам быть счастливыми родителями и вырастить счастливых детей?
Вы скажете – любовь — и будете правы. «Человеческая любовь — могущественная сила воспитания», писал В.А. Сухомлинский. Но какая она человеческая любовь, которая является могущественной силой воспитания?
«Человеческая любовь — это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга. И через все это красной нитью проходит труд, труд и еще раз труд — неусыпный и неустанный труд, который создает богатство человеческого духа в тебе самом, отец и мать».
«Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь — самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа».
«Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа,— тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей. Ибо, как писал Л. Н. Толстой, суть воспитания детей заключается в воспитании самого себя. Воспитание самого себя есть могущественный способ влияния родителей на детей».
«Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».
«Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу — доброму слову и красоте. Проверь себя, юноша, загляни в свою душу: способен ли ты любить людей, отдавать им свои душевные силы? Без этой способности вся родительская педагогика превратится в звук пустой».
Как важно, чтобы не пробежали глаза по этим строчкам В.А. Сухомлинского. Остановись, читающий! Вдумайся в мудрые слова великого педагога. Любовь к возлюбленным, к жене, детям, матери, отцу неотъемлема от любви к людям, к небу, воробью, к миру, в котором ты живешь. Взращивай свою живую душу.
«Есть такая опасная вещь — лень души, пишет В.А. Сухомлинский. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой — горе, возможно, перед тобой гибель целого мира, ведь каждая человеческая душа — это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни — лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека».
Вот условие, без которого не будет любви. Будет влюбленность, удовлетворенная или не удовлетворенная привязанность, но глубокого чувства любви, ведущего к супружескому и семейному счастью, счастью ваших детей не будет. Не родится любовь в душе человека, если не откроет он, как и В.А. Сухомлинский непреложную истину: «Нет какой-то специальной науки любви — есть наука человечности».
«Человек — это самое удивительное, самое сложное, самое красивое и самое непостижимое из всего, что окружает нас. Познавать мир и вместе с тем облагораживать самого себя — это, прежде всего, познавать самое удивительное из чудес — Человека».
А чтобы познать человека, помочь состояться Человеку, В.А. Сухомлинский не устает повторять: важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, — это человеческие взаимоотношения». И, прежде всего, призывает не забыть о роли человеческих отношений в первые мгновения жизни человека.
«В том, что беспомощный младенец становится человеком, исключительную роль играют человеческие отношения в первые годы его жизни».
«Для того чтобы несколько миллиардов нейронов стали мозгом умной, пытливой человеческой личности, они с появлением на свет должны подвергаться постоянному влиянию человеческих отношений».
Чрезвычайно важной является мысль В.А. Сухомлинского о том, что основой культуры человеческих взаимоотношений является труд, идея труда не как повинности, а важнейшего условия развития счастливого и любящего мир ребенка.
«Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот».
Шолохов пишет: «…около отцовского плеча вырастает тот, который, повзрослев, сможет… все преодолеть на своем пути…».
Но какое бы ни было время, человек вынужден сам делать выбор. Что изберет, зависит от его морально-нравственного состояния души.
Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек.
Но человеку нужно постоянно учиться быть человеком. Воспитывать себя, свою душу.
автор книги-трилогии "Дорога благодатной жизни"
поэтесса просветитель
Людмила Труш-Пащенко
|