ПРЕОБРАЖЕНИЕ - ЕСТЬ ВОСХОЖДЕНИЕ К СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Восхождение к собственной индивидуальности, обретение своего подлинного «Я», преображение человека происходит, как.......?
Духовное преображение – это обретение своей индивидуальности, или её потеря? Духовное преображение – это раскрытие своих скрытых способностей и возможностей, или это качественное изменение психических процессов, свойств и состояний человека?
Вот и определимся с конкретными ощущениями в этом состоянии.
Во- первых, во всей внешности человека, в его глазах, мимике, движениях и жестах отражается духовная сущность человека.
Во-вторых, о наличие благодати в душе можно узнать по особой тишине и мире в душе.
В-третьих, появляется неизреченная радость в душе и необыкновенная сладость, наполняющая сердце.
В-четвертых, человек чувствует необыкновенную теплоту и не с чем не сравнимое благоухание.
Благодать несет с собой человеку утешение, мир, спокойствие и тишину, тихую радость и умиление, теплоту любви и добрые мысли, твердость и постоянство, душевную гармонию. И они не зависят ни от каких погодных, социальных условий и физического состояния тела.
Преображение представляет собой завершающий этап обожения.
Что же происходит с характером, способностями, в более широком понимании – с личностью во время духовного роста и преображения? Идет ли речь о коренном изменении натуры и характера человека? Если все христиане стремятся к одному Образцу, то не становятся ли они похожими друга на друга и не теряют ли свою индивидуальность?
Во время духовного преображения происходят определенные изменения, которые затрагивают как личность в целом, так и разные уровни психофизической организации человека. Благодать, по мнению многих богословов, меняет ум, душу, мысли, чувства человека, его тело. Человек как бы заново рождается от Бога. Но это не означает, что он перестает быть личностью и утрачивает свое прежнее Я. Благодать ничего не разрушает в человеке, но способствует его духовному развитию, дает возможность быть подобным Богу. Человек не получает новой души, но она качественно преобразуется под воздействием благодати.
Можно сказать, что человек, подобно археологу, снимает слой за слоем навеянные жизнью заносы, чтобы добраться в результате до образа Божия, заложенного в душу каждого из нас, отождествить себя с ним, стать самим собой. В этом смысле обоживание позволяет человеку отбросить «все маски и личины с личности человеческой и вновь стать подобием своего Создателя – Бога»
Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок.
Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.
По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала. По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности:
терпеливость,
решительность,
невозмутимость,
щедрость,
мудрость
правдивость
доброта.
Средством и целью достижения духовности является решительность.
В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем.
Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим. Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.
Духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.
Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.
Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.
Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.
Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.
В жизненной стратегии, субъект учится:
* личной организации времени,
* саморегуляции и удовлетворенности результатами,
* приобретает волевые качества (ответственность, инициативность),
* испытывает эмоциональные переживания себя во времени.
Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.
В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность.
Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития.
Духовность и есть обретение смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И КАК ИХ РАЗВИТЬ?
Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.
Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.
Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.
Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.
Когда включаются процессы осознанности, субъекту становится важно знать кто он, для чего здесь и какую миссию несет. Человек должен понимать, что все что происходит – не напрасно и имеет цель. Так он приобретает веру, знания и осознает внешний источник силы и находит этот источник внутри себя.
Любовь формирует личность
Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.
Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.
Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других. На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы.
Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.
Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть. Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат.
О ПОИСКЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.
Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.
К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.
«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.
Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии.
Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста
Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.
На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.
Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.
Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.
Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.
Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.
Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.
ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ДЕГРАДАЦИИ?
Психологи дают следующие рекомендации на пути духовного развития личности:
- Следует избегать лишних стрессовых ситуаций;
- Не давать себе впасть в апатию;
- Следить за тем, чтобы бытовые проблемы не занимали весь ваш день;
- Работать над правильным выражением и направлением эмоций;
- Ежедневно выделять время для себя, обращать внимание на чувства подсознательного «Я» и интуицию.
Духовное самосовершенствование можно сравнить с процессом развития тела. Если люди прекращают физически развиваться, они ускоренно стареют или деградируют. Также и с духовностью: если человек застревает на одном из этапов, он деградирует.
Духовное самосовершенствование любого человека – путь индивидуальный и непростой. Длится он всю жизнь. Каждый сам выбирает, принимать идею развития духовности или нет. Но не стоит забывать, что только от нас зависит качество нашей жизни.
автор книги-трилогии "Дорога благодатной жизни"
сказительница стихами
Людмила Труш-Пащенко
|