НЕ "ОБРЕЗАЙТЕ" СЧАСТЬЕ ДЕТЯМ
"... Каждый человек приходит в этот мир с определенной задачей, которую он может реализовать, только будучи самим собой."
Нам с вами повезло жить в удивительное время.
Понять призвание ребенка полезно, чтобы начать вовремя способствовать его развитию, создавать для его проявления подходящие условия.
Почему это важно? Потому что только при таком отношении к ребенку можно заметить, что заложено в него Богом, и перестать навязывать собственное «понимание прекрасного».
Ребенок – это человек со своим мировоззрением, душой, склонностями, опытом и так далее.
Для того, чтобы ребенок проявил себя, необходимо обеспечить ребенку возможность столкнуться с массой возможностей.
Возможности, которые представляются нам и нашим детям, очень широки, и от родителей зависит, насколько они готовы раскрыть «двери» возможностей для своих детей.
Символ того, как надо учить ребенка:
не давить на него, не навязывать, а дать возможность развить то, что заложено природой.
Януш Корчак справедливо заметил: «Ребенок не почва, вспаханная наследственностью под посев жизни; мы можем лишь содействовать росту того, что дает буйные побеги еще до первого вздоха».
Так же, как в человеке заложено некое «устройство» для овладения речью, ровно также в нем заложено призвание. Оно есть. Но оно закрыто как для ребенка, так и для его родителей.
Призвание не надо нести снаружи, его надо попробовать раскрыть изнутри.
Выбор призвания – это не выбор дохода, но выбор счастливой (или несчастливой) жизни.
Коли исходить из того, что наше призвание является врожденным, то просто внимательно наблюдая за детьми в том возрасте, когда они еще спонтанно проявляют свои природные склонности, можно предположить, в чем заключаются их сильные стороны, которые мы должны лишь помочь или хотя бы не мешать им развивать. Причем обращать внимание стоит не только на то, что ребенку дается легко, в чем он может быть талантлив, но также учитывать его стойкие интересы к чему-либо и особенности его характера.
1. Но прежде очень важно посмотреть на уклад своей семьи и определить ценности присущие именно вашей чете.
Коли вы не сформулируете ценности в вашей семье и не будете сознательно управлять семейными историями, это за вас сделает окружающее общество и культура страны, региона, в которых вы и ваши дети живете. Какие ценности транслируются по телевидению? В журналах? На улице? Что вы выбираете: играть по чужим правилам или создать свои семейные?
2. В каждой культуре есть обряды инициации, которые помогают мальчику стать мужчиной, девочке — женщиной. Мудро поступают те родители, которые обращаются к числоведу (нумерологу) за расшифровкой информации по дате рождения малыша, так как цифры показывают, каких энергий заложено в ребёнке больше - мужских или женских. А это есть прямая подсказка, что мальчика, у которого преобладают женские энергии, особенно важно переключать на мужские увлечения и заботы. Коли у девочки преобладают мужские энергии - очень важно помочь ей формироваться как истинная женская натура.
3. Семейные истории, книги, которые мы читаем детям, мультфильмы, которые показываем, закладывают «интроекты» — неосознанные установки. И тем самым становятся самосбывающимися пророчествами,определяющими будущее малышей. Какое будущее вы выбираете? Или его выбирают за вас владельцы телеканалов и маркетологи?
4. Книги формируют грамотный язык. Поэтому обращайте внимание на то, как авторы строят предложение, какие образы и обороты используют. Помните, на каких книгах человек вырос, можно понять через пять минут общения.
Поэзия учит подбирать лучшие сочетания слов, самовыражаться с помощью языка. Язык стихов — это язык, который проникает и гармонизирует.
Книги развивают воображение, помогают найти и познать мир внутри себя.
Книги помогают научить ребенка понимать и принимать правила, играть по правилам или осознанно переписывать их. Чем больше вариантов поведения получает ребенок из книг и жизни, тем больше шансов у него остаться собой, не став управляемым винтиком современного общества потребления.
5. Донесите до ребенка нормы морали (уважение, например, к родителям)?
Сами уважайте своих родителей, читайте книги и рассказывайте сказки, в которых герои уважают своих родителей. Но самое главное — культивируйте среди семейных ценностей взаимоуважение: уважать своих детей, знакомых и родственников.
6. Любое общество (семья, нация, страна, команда, проектная группа) объединяют общие ценности. Совсем не обязательно они должны быть одинаковыми. Что такое семья? Что такое любовь? Мифология дает очень мудрые ответы на эти вопросы.
Семья — это слияние двух культур. Мужчина приходит с ценностями своей семьи, женщина — своей. И они совсем не обязательно должны быть одинаковыми. Скорее, наоборот: чем более разные ценности, тем интереснее союз. Но общие ценности должны быть.
Например, то, что касается морали отношений мужчины и женщины. Ребенок впитывает атмосферу семьи. И здесь важны семейные истории, объединяющие разные культуры материнской и отцовской семьи. Мифы и истории всегда были основой моральных устоев. Сказки — это идеальное общество, идеальная семья. Какой идеал у вас?
У современных детей даже строение мозга уже другое, синоптические связи образуются быстрее. Современные дети гораздо больше чувствуют и меньше осознают. Это совершенно другой мир.
Чувствительность — способность быстро и точно определять потребности своего организма и различать состояние и потребности окружающих.
Нарушение чувствительности к себе всегда сопровождается нарушением чувствительности к другим.
Все рождаются чувствительными к себе. Различают голод и сытость, определяют, какие именно вещества нужны организму в данный момент, отличают потребность в действии или покое и тому подобное.
Нарушение чувствительности происходит обычно в 3-5 лет (когда заставляют есть не то, что хочется и необходимо организму, а то, что дают в садике или считают нужным врачи и родители; заставляют спать по расписанию). Организм сначала уходит в болезнь (психосоматика), потом разрушает чувствительность, чтобы выжить.
Маркеры нарушенной чувствительности:
1. Всеядность и сложность с выбором (в еде, в знакомствах и общении, книгах, фильмах, целях и пр.)
2. Нарушения обмена веществ (аллергии, лишний вес, диабет, некоторые формы рака)
3. Подмена чувств разумом: „Я не знаю, что мне необходимо“ и т.п. Чувствительность — это про чувства. Когда мы думаем, чувствительность отключается. Цели и потребности — про чувства. Путь их достижения — про разум. Не путайте :)
4. Стремление изменить разумом чувства. Как только мы записываем или проговариваем чувства, они притупляются. Будьте с этим аккуратны.
5. Избыток „надо“ и „заставить“ в речи. Чувствительность — про выбор. „Я выбираю выйти из чувства комфорта“. „Надо“ — это про обиду (подавленную злость) и боль.
Возвращаемся к ценностям и атмосфере в семье: как ведут себя герои книг и историй, которые вы читаете вашим детям? Что вы поощряете? За что наказываете и как?
6. Как через совместные дела передавать клановые ценности от старших к младшим? Как передать культурные и религиозные ценности, приучить к здоровому образу жизни и подходу к обучению без навязывания?
Объясните и поддержите ребенка в том, что его призвание должно быть направлено на других людей.
Мир наш устроен так, что любой должен делать что-то, что необходимо другим.
Это Канон существования мира!
И если человек не будет думать о том, какую пользу его дело способно принести другим, – мир развалится.
Старайтесь читать больше бумажных книг - это другая связка, другой мир .
Необходимо очень хорошо помнить:
если Ваш ребенок не нашел своего призвания, он двинулся прямым путем по дороге, которая ведет к несчастливой жизни, то есть, такому существованию, которое ни один родитель своему ребенку не пожелает.
Повторю еще раз, потому что это важно: выбор призвания – это не выбор материального благополучия, но выбор счастья.
Не давите на него, не заставляйте заниматься тем, что Вам кажется правильным и перспективным – просто наблюдайте.
Его интерес непременно проявится.
поэтесса - просветитель
автор книги "Стихи-путеводители для молодых родителей"
Людмила Труш - Пащенко
|